С ростом интеграции между странами Глобального Юга усиливается роль автомобильной логистики в экономике развивающихся стран. ШОС (Шанхайская организация сотрудничества) и БРИКС стали платформами для нового формата многостороннего экономического сотрудничества. В то время как внимание традиционно сосредоточено на России и Китае, остальная часть участников также формирует важные логистические маршруты и инфраструктуру. Эта статья — обзор автологистических систем и потенциала ШОС и БРИКС без учета России и Китая.
Состав стран в фокусе
БРИКС (без РФ и КНР):
- Индия
- Бразилия
- Южная Африка
- Египет
- Эфиопия
- Иран
- Саудовская Аравия
- ОАЭ
- Аргентина
ШОС (без РФ и КНР):
- Индия
- Пакистан
- Иран
- Казахстан
- Узбекистан
- Киргизия
- Таджикистан
Примечание: часть стран пересекаются, участвуют в обеих организациях.
Индия — будущий логистический гигант Азии
Состояние автодорог:
- Общая сеть: >6,3 млн км (вторая по величине в мире)
- Более 40% грузов перевозится автотранспортом
- Строительство скоростных коридоров: Bharatmala, Delhi–Mumbai Expressway
Международные транспортные инициативы:
- INSTC (Международный транспортный коридор Север–Юг): Индия–Иран–Кавказ–Центральная Азия
- Транспортная интеграция с Бангладеш, Непалом и Бутаном
- Индийская поддержка логистических центров в Иране (порт Чабахар)
Проблемы:
- Узкие дороги в сельских регионах
- Пробки в агломерациях
- Разрозненная нормативная база для международных перевозок
Иран — сухопутный мост между Азией и Ближним Востоком
Автологистическая инфраструктура:
- Протяжённость автодорог: ~220 тыс. км
- Стратегические автомагистрали соединяют порт Бендер-Аббас с Турцией, Ираком и Кавказом
- Развитие грузового коридора Чабахар – Захедан – Афганистан
Ключевые маршруты:
- INSTC: используется как альтернатива Суэцкому каналу
- Иран – Пакистан – Китай: интеграция с CPEC и связями с Центральной Азией
Проблемы:
- Международные санкции — ограничение поставки транспорта и оборудования
- Нехватка логистических IT-решений
Бразилия — автологистика на фоне сложного рельефа
Дорожная система:
- ~1,7 млн км автодорог, но только 12% — с твердым покрытием
- Логистика завязана на связи «порты – города – сельхозпроизводство»
- Программы BR-163, BR-101, PAC (Programa de Aceleração do Crescimento)
Автологистическая особенность:
- Перевозка сельхозпродукции (соя, кукуруза, сахар) к портам (Сантос, Паранагуá)
- Использование автопоездов и тягачей на дальние расстояния
Проблемы:
- Износ инфраструктуры
- Высокая стоимость логистики (до 20% от стоимости продукции)

Южная Африка — логистический центр юга континента
Развитие:
- 750 тыс. км автодорог, хорошее качество на национальных трассах
- Плотная сеть логистических хабов: Дурбан, Йоханнесбург, Кейптаун
- Частные логистические операторы (Imperial Logistics, Barloworld)
Связь с соседями:
- Транспортер коридоры Maputo, Beira, North–South Corridor
- Южная Африка — якорь для перевозок между странами SADC (Содружество стран юга Африки)
Проблемы:
- Преступность и риски грузов в некоторых районах
- Проблемы с ТО грузовиков и зависимость от дизельного топлива
Саудовская Аравия и 🇦🇪 ОАЭ — логистика будущего
ОАЭ:
- Развитая система интеллектуальных дорог
- Сеть автомагистралей, соединяющая с Оманом, Саудовской Аравией и портами
- Крупнейшие логистические хабы: Jebel Ali, Dubai Logistics City
Саудовская Аравия:
- Программа Vision 2030: развитие коридоров Neom – Красное море – Персидский залив
- Автоинфраструктура нового поколения + переход к мультимодальным хабам
Центральная Азия (Казахстан, Узбекистан, Киргизия, Таджикистан, Пакистан)
Общие особенности:
- Растущие автотранспортные потоки через коридоры:
Китай – Центральная Азия – Иран
Китай – Казахстан – Кавказ – Турция (TITR)
- Логистика во многом основана на грузовиках из Турции и Ирана
- Ограничения: устаревший парк, сложный рельеф, границы
Развитие:
- Узбекистан и Казахстан вкладываются в дорожные коридоры и сухие порты
- Строительство новых КПП и упрощение транзитных процедур
Сравнительная таблица автологистических возможностей
Страна | Состояние дорог | МТК участие | Проблемы | Потенциал |
Индия | Развивается | INSTC, SAARC | Пробки, слабый контроль | Региональный хаб |
Иран | Стратегическое | INSTC, ECO | Санкции, нехватка техники | Связь между Азией и Ближним Востоком |
Бразилия | Неравномерное | Mercosur | Износ дорог, высокая стоимость | Аграрный экспортный трафик |
ЮАР | Устойчивое | SADC | Безопасность, заторы | Центр Южной Африки |
ОАЭ | Отличное | GCC, IMEC | Зависимость от импорта техники | Высокотехнологичные хабы |
Казахстан | Улучшается | TITR, CAREC | Границы, старый автопарк | Евразийский транзитный коридор |
Автомобильная логистика становится всё более важной в развивающемся юге мира.
ШОС и БРИКС (без России и Китая) формируют свою уникальную логистическую архитектуру, где доминируют проекты INSTC, GCC, SADC и TITR.
Инвестиции в дорожную инфраструктуру, цифровизацию и таможенную координацию являются критичными для роста эффективности логистики.В будущем ожидается интеграция автологистики с железнодорожными и морскими маршрутами, особенно на стыке Ближнего Востока, Южной Азии и Африки.