В международной торговле важнейшую роль играет понимание условий поставки, которые определяют обязанности продавца и покупателя на всех этапах транспортировки товара. Наиболее авторитетным и универсальным стандартом является система Incoterms (International Commercial Terms), разработанная Международной торговой палатой (ICC).

Среди всех условий Incoterms, особенно важными при морских и речных перевозках являются FAS (Free Alongside Ship) и FOB (Free On Board). Несмотря на схожесть, эти термины имеют принципиальные различия, которые влияют на цену, риски, логистику и оформление документов.

Что такое FAS (Free Alongside Ship)?

Определение:

FAS (Свободно вдоль борта судна) означает, что продавец выполняет свои обязательства, когда размещает товар вдоль борта судна в порту отправления, готовым к погрузке. От этого момента все риски и расходы переходят к покупателю.

Обязанности продавца:

  • Упаковать товар
  • Очистить товар для экспорта (таможня)
  • Доставить груз к причалу или в зону погрузки
  • Уведомить покупателя о готовности товара

Не входит в обязанности продавца:

  • Погрузка товара на судно
  • Оплата фрахта
  • Ответственность за груз после передачи к борту судна

Использование:

  • Только при перевозке морским или внутренним водным транспортом
  • Обычно для насыпных грузов, леса, металлов, зерна и т.д.

Что такое FOB (Free On Board)?

Определение:

FOB (Свободно на борту) означает, что продавец несет ответственность за доставку и погрузку товара на борт судна. Риск переходит к покупателю в момент пересечения грузом поручней судна в порту отправления.

Обязанности продавца:

  • Упаковка и маркировка
  • Таможенное оформление на экспорт
  • Доставка в порт
  • Погрузка на судно
  • Уведомление покупателя

Не входит в обязанности продавца:

  • Фрахт и доставка в страну назначения
  • Страхование
  • Разгрузка

Использование:

  • Только при морской и речной перевозке
  • Один из самых популярных терминов в сырьевых, машиностроительных и текстильных отраслях

Сравнительная таблица: FAS vs FOB

ПараметрFASFOB
Тип транспортаМорской / внутренний водныйМорской / внутренний водный
Место передачи рискаВдоль борта суднаНа борту судна
Ответственность за погрузкуПокупательПродавец
Таможенное оформлениеПродавец (экспорт)Продавец (экспорт)
ПопулярностьНиже, чем FOBОдна из самых распространённых
ИспользованиеГрузы навалом, крупные партииКонтейнеры, упакованные товары
Уровень риска для покупателяБолее высокий (ранний переход риска)Ниже, продавец контролирует погрузку

Пример из практики

Сценарий 1: FAS

Казахстанская компания продает пшеницу турецкому покупателю. Продавец доставляет зерно к пристани в порту Актау, оформляет экспорт, но не отвечает за погрузку. Вся дальнейшая логистика — на покупателе. Условия: FAS Актау порт.

Сценарий 2: FOB

Та же сделка, но продавец дополнительно организует и оплачивает погрузку зерна на судно. Условия: FOB Актау порт. Риск переходит в момент, когда зерно загружается на борт.

Ошибки и заблуждения

  • Нельзя использовать FAS/FOB при мультимодальных перевозках (например, если доставка включает автотранспорт, ЖД и море) — в этих случаях подходят FCA, CPT или DAP.
  • FOB в Incoterms 2020 не включает страховку, в отличие от CIF.
  • Важно указывать конкретный порт: «FOB Шанхай» — корректно, а просто «FOB Китай» — нет.

Как выбрать между FAS и FOB?

КритерийВыбор FASВыбор FOB
Контроль над погрузкойЕсть у покупателяЕсть у продавца
Доступ к портовой инфраструктуреЛучше у покупателяЛучше у продавца
Опыт международной логистикиУ покупателя большеУ продавца больше
Риски при погрузкеНесет покупательНесет продавец

FAS и FOB — важные торговые термины, применимые только при морских перевозках. Выбор между ними зависит от логистических возможностей, уровня доверия, распределения рисков и договоренностей сторон. Правильное понимание условий Incoterms помогает избежать споров, судебных исков и убытков, особенно в сложных и дорогих поставках.