В международной торговле важнейшую роль играет понимание условий поставки, которые определяют обязанности продавца и покупателя на всех этапах транспортировки товара. Наиболее авторитетным и универсальным стандартом является система Incoterms (International Commercial Terms), разработанная Международной торговой палатой (ICC).
Среди всех условий Incoterms, особенно важными при морских и речных перевозках являются FAS (Free Alongside Ship) и FOB (Free On Board). Несмотря на схожесть, эти термины имеют принципиальные различия, которые влияют на цену, риски, логистику и оформление документов.
Что такое FAS (Free Alongside Ship)?
Определение:
FAS (Свободно вдоль борта судна) означает, что продавец выполняет свои обязательства, когда размещает товар вдоль борта судна в порту отправления, готовым к погрузке. От этого момента все риски и расходы переходят к покупателю.
Обязанности продавца:
- Упаковать товар
- Очистить товар для экспорта (таможня)
- Доставить груз к причалу или в зону погрузки
- Уведомить покупателя о готовности товара
Не входит в обязанности продавца:
- Погрузка товара на судно
- Оплата фрахта
- Ответственность за груз после передачи к борту судна
Использование:
- Только при перевозке морским или внутренним водным транспортом
- Обычно для насыпных грузов, леса, металлов, зерна и т.д.
Что такое FOB (Free On Board)?
Определение:
FOB (Свободно на борту) означает, что продавец несет ответственность за доставку и погрузку товара на борт судна. Риск переходит к покупателю в момент пересечения грузом поручней судна в порту отправления.
Обязанности продавца:
- Упаковка и маркировка
- Таможенное оформление на экспорт
- Доставка в порт
- Погрузка на судно
- Уведомление покупателя
Не входит в обязанности продавца:
- Фрахт и доставка в страну назначения
- Страхование
- Разгрузка
Использование:
- Только при морской и речной перевозке
- Один из самых популярных терминов в сырьевых, машиностроительных и текстильных отраслях

Сравнительная таблица: FAS vs FOB
Параметр | FAS | FOB |
Тип транспорта | Морской / внутренний водный | Морской / внутренний водный |
Место передачи риска | Вдоль борта судна | На борту судна |
Ответственность за погрузку | Покупатель | Продавец |
Таможенное оформление | Продавец (экспорт) | Продавец (экспорт) |
Популярность | Ниже, чем FOB | Одна из самых распространённых |
Использование | Грузы навалом, крупные партии | Контейнеры, упакованные товары |
Уровень риска для покупателя | Более высокий (ранний переход риска) | Ниже, продавец контролирует погрузку |
Пример из практики
Сценарий 1: FAS
Казахстанская компания продает пшеницу турецкому покупателю. Продавец доставляет зерно к пристани в порту Актау, оформляет экспорт, но не отвечает за погрузку. Вся дальнейшая логистика — на покупателе. Условия: FAS Актау порт.
Сценарий 2: FOB
Та же сделка, но продавец дополнительно организует и оплачивает погрузку зерна на судно. Условия: FOB Актау порт. Риск переходит в момент, когда зерно загружается на борт.
Ошибки и заблуждения
- Нельзя использовать FAS/FOB при мультимодальных перевозках (например, если доставка включает автотранспорт, ЖД и море) — в этих случаях подходят FCA, CPT или DAP.
- FOB в Incoterms 2020 не включает страховку, в отличие от CIF.
- Важно указывать конкретный порт: «FOB Шанхай» — корректно, а просто «FOB Китай» — нет.
Как выбрать между FAS и FOB?
Критерий | Выбор FAS | Выбор FOB |
Контроль над погрузкой | Есть у покупателя | Есть у продавца |
Доступ к портовой инфраструктуре | Лучше у покупателя | Лучше у продавца |
Опыт международной логистики | У покупателя больше | У продавца больше |
Риски при погрузке | Несет покупатель | Несет продавец |
FAS и FOB — важные торговые термины, применимые только при морских перевозках. Выбор между ними зависит от логистических возможностей, уровня доверия, распределения рисков и договоренностей сторон. Правильное понимание условий Incoterms помогает избежать споров, судебных исков и убытков, особенно в сложных и дорогих поставках.