За последние три–пять лет Китай переживает крупнейшее за два десятилетия перераспределение производственных мощностей: производство уходит во внутренний Китай, предприятия массово покидают Гуандун и дельту Жемчужной реки и перемещаются в западные провинции. Если в 2000-х программа «Go West» носила в основном инфраструктурный характер, то с 2021 года происходящие изменения стали системными: государственная политика, рост стоимости труда и земли на востоке, стремление КНР к укреплению устойчивости цепочек поставок, а также энергетический кризис 2021–2023 гг. заставили тысячи компаний пересмотреть географию своих заводов.
По данным Министерства промышленности и информатизации КНР (МИИТ), к 2025 году более 32 000 предприятий уже перенесли часть или весь цикл производства в центральные и западные регионы Китая. Еще около 50 000 компаний заявили о планах релокации на 2025–2026 годы. Особенно активно перемещение идет в Сычуань, Чунцин, Гуйчжоу и Юньнань – регионы, где государство создало мощные промышленные зоны, а стоимость ресурсов и труда значительно ниже, чем в прибрежных мегаполисах.
Ключевые причины:
● перенос заводов в западный Китай стал выгоднее из-за снижения затрат;
● китай переносит фабрики на запад, чтобы избежать зависимости от перегруженных восточных портов;
● глобальные цепочки поставок требуют диверсификации и уменьшения рисков;
● производство уходит во внутренний Китай в ответ на рост зарплат в Гуандуне.
Перенос мощностей уже перестал быть временной мерой – это долгосрочная стратегическая линия развития промышленности Китая до 2035 года.
Государственная политика: от «Go West» к новой волне 2021–2035
Эволюция программы «Развивай Запад»
Стратегия «Go West» (西部大开发), запущенная в 2000 году, имела три цели:
- Сократить разрыв между востоком и западом страны.
- Привлечь инвестиции в инфраструктуру.
- Создать новые точки промышленного роста.
Однако до 2015 года перенос производств шел медленно: логистика была слабой, квалификация рабочей силы – ниже, чем на востоке.
Новая политика 2021–2035
После пандемийного кризиса и глобальной перестройки логистики китайское правительство радикально обновило подход.
Ключевые элементы:
1. 14-я пятилетка (2021–2025)
● укрупнение промышленных кластеров Сычуань–Чунцин;
● развитие высокотехнологичных зон в Гуйчжоу;
● масштабные инвестиции в магистрали, аэропорты и железные дороги.
2. Стратегия «Двойной цикл» (双循环)
Ставка не только на экспорт, но и на внутренний рынок. Это делает западные провинции ключевыми логистическими узлами для распределения товаров внутри Китая.
3. Льготы 2023–2025 гг.
● Налоговые каникулы 5–15 лет.
● Субсидии на электроэнергию.
● Бесплатные земельные участки в индустриальных парках.
● Мгновенное оформление разрешений (сроки сокращены в 3–5 раз).
4. Позиция руководства КНР
Си Цзиньпин в выступлениях 2024–2025 гг. несколько раз заявил, что «развитие западного промышленного пояса – фундамент устойчивости цепочек поставок КНР».
Почему заводы покидают Гуандун и дельту Жемчужной реки
1. Рост стоимости труда
Средняя зарплата рабочего (юань/месяц):
| Год | Гуандун | Темп роста |
| 2015 | 3 200 | — |
| 2020 | 4 800 | +50% |
| 2025 | 6 200–6 800 | +35–40% |
Разница с западными регионами достигает 30–45%.
2. Дорогая промышленная земля и аренда
● Шэньчжэнь – до 3 000–4 000 юаней/м²
● Дунгуань – 1 800–2 500 юаней/м²
● Чунцин/Гуйчжоу – 200–600 юаней/м²
3. Ограничения на электроэнергию 2021–2024
Предприятия в Гуандуне сталкивались с:
● лимитами потребления;
● повышенными тарифами;
● вынужденными остановками.
4. Ужесточение экологии
Новые нормы стали проблемой для текстиля, красильного производства, гальваники, сборки электроники.
5. Реальные кейсы переноса
● Foxconn частично перевела линии в Чэнду и Чунцин.
● BYD увеличила мощность в Сычуани.
● Несколько мебельных кластеров полностью ушли в Гуйчжоу.

Главные провинции-получатели производства в 2025 году
Сравнительная таблица регионов
| Провинция | Городские центры | Средняя зарплата 2025 (юань) | Земля (юань/м²) | Электроэнергия (юань/кВт⋅ч) | Ключевые отрасли |
| Сычуань | Чэнду, Мяньян | 4 200–4 600 | 450–700 | 0.55–0.62 | электроника, полупроводники |
| Гуйчжоу | Гуйян, Цзуньи | 3 600–4 000 | 300–500 | 0.50–0.58 | дата-центры, сборка электроники |
| Юньнань | Куньмин | 3 800–4 200 | 350–650 | 0.48–0.56 | солнечные панели, текстиль |
| Чунцин | Чунцин | 4 500–5 000 | 600–900 | 0.58–0.65 | авто, аккумуляторы |
| Шэньси | Сиань | 4 600–5 100 | 700–1 000 | 0.60–0.67 | микроэлектроника, авиапром |
Новые промышленные зоны и мега-парки 2023–2025
Чэнду-Чунцинский экономический круг — главный центр роста
За 2023–2025 гг. сюда привлечено более 1,2 трлн юаней инвестиций.
ТОП-10 новых индустриальных парков:
- Chengdu Hi-Tech West Zone
- Chongqing Liangjiang New Area
- Guizhou Big Data Park
- Zunyi Advanced Manufacturing Zone
- Kunming Airport Economic Zone
- Sichuan Mianyang Electronics Cluster
- Yibin Power Battery Industrial Park
- Guiyang High-Tech Industrial Zone
- Luzhou New Energy Materials Park
- Qingbaijiang International Railway Port Zone
Отрасли, которые уезжают быстрее всего
● Электроника – сборка, компоненты, печатные платы.
● Полупроводники – упаковка, тестирование, low-end чипы.
● Автомобили и новая энергетика – электромобили, батареи.
● Текстиль и одежда – массовый сегмент.
● Мебель и игрушки – весь low-cost сегмент.
● Дата-центры – Гуйчжоу стал новым «хабом данных Китая».
Прогноз на 2026–2030 годы: следующее направление движения
Куда Китай будет переносить производство
Следующие регионы с самым большим потенциалом:
● Ганьсу – близость к коридору «Один пояс – один путь»
● Цинхай – дешевая солнечная энергия
● Внутренняя Монголия – самое дешевое электричество в Китае
Риски западных провинций
● нехватка квалифицированных инженеров;
● логистика до портов;
● водные ресурсы (актуально для Гуйчжоу и Юньнани).
Что это значит для бизнеса: практические выводы
● 2025–2026 – лучшее время для переноса линии или открытия нового завода.
● Сычуань и Гуйчжоу – оптимальный баланс стоимости и инфраструктуры.
● Для электроники и новых материалов предпочтителен Чунцин.
● Для текстиля и мебельной промышленности – Юньнань и Гуйчжоу.
● В западных регионах доступны льготы, фактически уменьшающие себестоимость на 20–40%.
Перемещение промышленности на запад – не временная мера, а новая реальность китайской экономики. Производство уходит во внутренний Китай, Гуандун больше не является единственным центром сборки, а западные провинции превратились в ключевые точки роста на ближайшие 10–15 лет.
Если вы планируете запуск фабрики или перенос производства, в 2025–2026 годах стоит смотреть не только на Гуандун, но и на Сычуань, Гуйчжоу, Юньнань и Чунцин.