С 2024 года Китайским перевозчикам официально разрешено осуществлять автомобильные грузоперевозки по территории России на китайских номерах. Это стало частью соглашений по углублению логистического и экономического сотрудничества в рамках ШОС, БРИКС и двусторонних стратегических инициатив.

Эта новость вызывает смешанные реакции — от энтузиазма у бизнеса до обеспокоенности у логистов и регуляторов. Ниже — подробный разбор что это значит, какие преимущества это даёт, и какие риски за этим стоят.

Преимущества

1. Снижение логистических издержек

  • Уходит необходимость в перегрузке товаров на российской границе (например, в Забайкальске, Благовещенске, Маньчжурии).
  • Снижается стоимость транспортировки на 15–40% в зависимости от маршрута.
  • Ускорение доставки на 1–3 дня за счет сокращения простоев и формальностей.

2. Увеличение пропускной способности

  • Китайские машины сразу идут вглубь России, минуя узкие горлышки пунктов перегрузки.
  • Позволяет увеличить объемы перевозок — особенно в пиковые периоды (осень, до НГ, сезон поставок стройматериалов и техники).

3. Больше гибкости для бизнеса

  • Китайские производители и логисты могут доставлять товар напрямую в регионы России — в том числе на склады в Сибири, Урале, Поволжье.
  • Это удобно для B2B (прямые поставки) и маркетплейсов (разгрузка на распределительных центрах Wildberries, Ozon, KazanExpress).

4. Рост внешнеэкономической активности

  • Развитие таких перевозок стимулирует приграничную торговлю, создает спрос на переводчиков, логистов, брокеров, сервисные станции.
  • Это способствует экономическому оживлению в ДФО, Забайкалье, Амурской области.

Риски

1. Давление на российских перевозчиков

  • Китайские компании часто имеют ниже издержки, субсидии от государства и дешёвый труд, что делает их более конкурентоспособными.
  • Это может привести к вытеснению российских транспортных компаний, особенно малых и частных.

2. Потеря рабочих мест и налоговой базы

  • При использовании китайских ТС и персонала в России не создаются рабочие места.
  • Оплата труда, налоги, топливо, обслуживание уходят в экономику КНР — не оставаясь в РФ.

3. Сложности с контролем и безопасностью

  • Китайские водители, автомобили, системы телеметрии — всё это требует адаптации к российским стандартам и правовому полю.
  • Возможны сложности с регулированием: штрафами, ДТП, отслеживанием грузов, страховкой.
  • Возникают юридические пробелы в случае нарушений на дорогах РФ.

4. Языковой и операционный барьер

  • Многие водители говорят только на китайском.
  • Это создает затруднения при прохождении постов ГИБДД, разгрузке, оформлении документов.

5. Угроза недобросовестной конкуренции

  • Возможность серого ввоза товаров без должного оформления;
  • Потенциальный риск нелегального реэкспорта или обхода российского законодательства по маркировке, санитарии, безопасности.

Регулирование

Российские и китайские власти работают над созданием двустороннего правового режима, включающего:

  • Допуск определенных моделей авто;
  • Обязательное страхование на территории РФ;
  • Временную регистрацию и трекеры ГЛОНАСС;
  • Пограничную аккредитацию перевозчиков;
  • Перевод документации на русский язык;
  • Четкие санкции за нарушение ПДД и лицензий.

Где это уже работает?

Наиболее активное движение китайских грузовиков по территории России отмечается:

  • Через Забайкальск (Чита — Маньчжурия);
  • Через Благовещенск — Хэйхэ;
  • Через Пограничный — Суйфэньхэ;
  • По маршруту Мирный — Мохэ.

Некоторые китайские автоколонны уже доходят до Иркутска, Новосибирска, Екатеринбурга.

Что это значит для бизнеса?

Сфера бизнесаЧто меняется?
ИмпортерыУпрощение логистики, прямые поставки на склады
Логисты РФРост конкуренции, необходимость снижения цен
Дилеры/РЦМеньше простоев, стабильнее сроки доставки
СервисыНовый рынок: переводчики, страхование, ремонт китайских ТС
Таможня и ФНСРост нагрузки, необходимость отслеживания «иностранной логистики» внутри страны

Разрешение китайским перевозчикам работать на территории РФ на своих номерах — это:

  • Шанс для ускорения импорта;
  • Стимул для развития международной логистики;
  • И в то же время — вызов для российской транспортной отрасли.

Чтобы извлечь из этого выгоду и минимизировать риски, важно выстраивать симметричное сотрудничество, защиту внутренних перевозчиков и юридическую инфраструктуру, не позволяя внешним игрокам обойти правила игры.