С 2024 года Китайским перевозчикам официально разрешено осуществлять автомобильные грузоперевозки по территории России на китайских номерах. Это стало частью соглашений по углублению логистического и экономического сотрудничества в рамках ШОС, БРИКС и двусторонних стратегических инициатив.
Эта новость вызывает смешанные реакции — от энтузиазма у бизнеса до обеспокоенности у логистов и регуляторов. Ниже — подробный разбор что это значит, какие преимущества это даёт, и какие риски за этим стоят.
Преимущества
1. Снижение логистических издержек
- Уходит необходимость в перегрузке товаров на российской границе (например, в Забайкальске, Благовещенске, Маньчжурии).
- Снижается стоимость транспортировки на 15–40% в зависимости от маршрута.
- Ускорение доставки на 1–3 дня за счет сокращения простоев и формальностей.
2. Увеличение пропускной способности
- Китайские машины сразу идут вглубь России, минуя узкие горлышки пунктов перегрузки.
- Позволяет увеличить объемы перевозок — особенно в пиковые периоды (осень, до НГ, сезон поставок стройматериалов и техники).
3. Больше гибкости для бизнеса
- Китайские производители и логисты могут доставлять товар напрямую в регионы России — в том числе на склады в Сибири, Урале, Поволжье.
- Это удобно для B2B (прямые поставки) и маркетплейсов (разгрузка на распределительных центрах Wildberries, Ozon, KazanExpress).
4. Рост внешнеэкономической активности
- Развитие таких перевозок стимулирует приграничную торговлю, создает спрос на переводчиков, логистов, брокеров, сервисные станции.
- Это способствует экономическому оживлению в ДФО, Забайкалье, Амурской области.
Риски
1. Давление на российских перевозчиков
- Китайские компании часто имеют ниже издержки, субсидии от государства и дешёвый труд, что делает их более конкурентоспособными.
- Это может привести к вытеснению российских транспортных компаний, особенно малых и частных.
2. Потеря рабочих мест и налоговой базы
- При использовании китайских ТС и персонала в России не создаются рабочие места.
- Оплата труда, налоги, топливо, обслуживание уходят в экономику КНР — не оставаясь в РФ.
3. Сложности с контролем и безопасностью
- Китайские водители, автомобили, системы телеметрии — всё это требует адаптации к российским стандартам и правовому полю.
- Возможны сложности с регулированием: штрафами, ДТП, отслеживанием грузов, страховкой.
- Возникают юридические пробелы в случае нарушений на дорогах РФ.
4. Языковой и операционный барьер
- Многие водители говорят только на китайском.
- Это создает затруднения при прохождении постов ГИБДД, разгрузке, оформлении документов.
5. Угроза недобросовестной конкуренции
- Возможность серого ввоза товаров без должного оформления;
- Потенциальный риск нелегального реэкспорта или обхода российского законодательства по маркировке, санитарии, безопасности.

Регулирование
Российские и китайские власти работают над созданием двустороннего правового режима, включающего:
- Допуск определенных моделей авто;
- Обязательное страхование на территории РФ;
- Временную регистрацию и трекеры ГЛОНАСС;
- Пограничную аккредитацию перевозчиков;
- Перевод документации на русский язык;
- Четкие санкции за нарушение ПДД и лицензий.
Где это уже работает?
Наиболее активное движение китайских грузовиков по территории России отмечается:
- Через Забайкальск (Чита — Маньчжурия);
- Через Благовещенск — Хэйхэ;
- Через Пограничный — Суйфэньхэ;
- По маршруту Мирный — Мохэ.
Некоторые китайские автоколонны уже доходят до Иркутска, Новосибирска, Екатеринбурга.
Что это значит для бизнеса?
Сфера бизнеса | Что меняется? |
Импортеры | Упрощение логистики, прямые поставки на склады |
Логисты РФ | Рост конкуренции, необходимость снижения цен |
Дилеры/РЦ | Меньше простоев, стабильнее сроки доставки |
Сервисы | Новый рынок: переводчики, страхование, ремонт китайских ТС |
Таможня и ФНС | Рост нагрузки, необходимость отслеживания «иностранной логистики» внутри страны |
Разрешение китайским перевозчикам работать на территории РФ на своих номерах — это:
- Шанс для ускорения импорта;
- Стимул для развития международной логистики;
- И в то же время — вызов для российской транспортной отрасли.
Чтобы извлечь из этого выгоду и минимизировать риски, важно выстраивать симметричное сотрудничество, защиту внутренних перевозчиков и юридическую инфраструктуру, не позволяя внешним игрокам обойти правила игры.