Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) объединяет ряд государств Евразии, охватывая обширную территорию от Восточной Азии до Европы. Несмотря на преимущественно континентальный характер многих ее стран-участниц, морская логистика становится ключевым звеном в торгово-экономическом взаимодействии.

География и значение морской логистики для ШОС

ШОС объединяет такие страны как:

  • Китай
  • Россия
  • Индия
  • Пакистан
  • Иран
  • Казахстан
  • Узбекистан
  • Таджикистан
  • Кыргызстан
  • и др. наблюдатели и партнеры по диалогу

Из них прямой доступ к морю имеют: Китай, Россия, Индия, Иран и Пакистан. Это делает их морскими хабами для транзита и экспорта интересов всех членов ШОС.

Ключевые морские порты в странах ШОС

Китай

  • Шанхай (Shanghai Port) – крупнейший порт мира, обслуживает грузы во всех направлениях
  • Нинбо-Чжоушань (Ningbo-Zhoushan) – южный хаб с мощной переработкой и контейнерным оборотом
  • Циндао, Тяньцзинь, Гуанчжоу, Шэньчжэнь – мультиформатные морские ворота

Россия

  • Владивосток, Находка – главные восточные ворота в АТР
  • Новороссийск, Санкт-Петербург – важные пункты выхода в Средиземное и Балтийское моря
  • Усть-Луга, Мурманск – логистика по Севморпути

Индия

  • Мумбаи, Ченнай, Вишакхапатнам – порты с международным и региональным значением
  • Кандла, Мундра – активное сотрудничество с Ираном и странами Центральной Азии

Иран

  • Бендер-Аббас (Bandar Abbas) – ключевой порт в Ормузском проливе
  • Чабахар (Chabahar Port) – стратегический порт для транзита в Афганистан и Центральную Азию (в сотрудничестве с Индией)

Пакистан

  • Гвадар (Gwadar Port) – развиваемый в рамках CPEC порт, соединяющий Китай с Аравийским морем
  • Карачи – крупнейший действующий порт страны

Основные морские логистические маршруты

Китай – Европа (через Индийский океан и Суэц)

  • Маршрут: Шанхай – Сингапур – Суэц – Роттердам
  • Преимущества: высокая пропускная способность, масштабируемость

Индия / Иран – Центральная Азия

  • Маршрут: Мумбаи – Чабахар – Иранская ж/д – Туркменистан / Узбекистан / Казахстан
  • Используется в формате «Морской путь + Международный транспортный коридор Север-Юг»

Россия – Азия

  • Маршрут: Владивосток – Шанхай / Пусан / Токио
  • Используется для экспорта энергоресурсов, древесины, металлов

Южный коридор: Пакистан – Китай (CPEC)

  • Гвадар – Кашгар – далее по железной дороге в Центральный Китай
  • Стратегическое направление в рамках китайской инициативы «Пояс и путь»

Инфраструктурные инициативы

CPEC (China-Pakistan Economic Corridor)

  • Обеспечивает прямую морскую логистику для западного Китая
  • Значительно снижает зависимость от перегруженных восточных портов

Международный транспортный коридор «Север–Юг»

  • Альтернатива маршруту через Суэц
  • Связывает Россию, Кавказ, Иран и Индию с выходом к Индийскому океану

Проекты модернизации портов в Иране, Индии и России

  • Развитие Чабахара, Мумбаи и Даммама как мультимодальных узлов
  • Создание СП между логистическими операторами стран ШОС

Роль мультимодальной логистики

Морская логистика всё чаще интегрируется с железнодорожными и автомобильными маршрутами, образуя мультимодальные цепочки:

  • «Порт – ВЭД-терминал – железная дорога – склад в глубине континента»
  • Использование бондовых зон, dry port, спецрежимов хранения и транзита

Проблемы и вызовы

  • Геополитическая нестабильность (санкции, тарифы, войны)
    Конкуренция с другими транспортными альянсами (например, TRACECA, INSTC)
  • Недостаточная цифровизация логистики
  • Разрозненное регулирование и таможенные барьеры

Перспективы развития

  • Создание единого логистического окна ШОС на основе блокчейн и EDI
  • Развитие экологичных решений: LNG-суда, «зелёные» порты
  • Формирование трансрегиональных логистических операторов на базе госкомпаний
  • Расширение зоны ШОС на Ближний Восток, Юго-Восточную Азию и Африку

Морская логистика ШОС — это неотъемлемая часть современного евразийского транзита. С учетом масштабных инфраструктурных инвестиций, стратегического партнерства и общего стремления к интеграции, морские маршруты станут краеугольным камнем торговли в регионе на ближайшие десятилетия.