ШОС (Шанхайская организация сотрудничества) — не только политическая и экономическая платформа, но и важнейшее пространство для развития железнодорожных перевозок, соединяющих Китай, Центральную Азию, Россию, Индию, Иран и другие страны в единую логистическую сеть.

Участники ШОС и логистический потенциал

На 2025 год в ШОС входят:

  • Полноправные члены: Китай, Россия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Индия, Пакистан, Иран.
  • Наблюдатели и партнёры: Беларусь, Монголия, Турция, Азербайджан, Армения и др.

География участников формирует уникальный логистический пояс:

  • обеспечивает выход на европейские и ближневосточные рынки;
  • интегрирует Центральную Азию в глобальные товаропотоки;
  • создаёт альтернативные маршруты вне зависимости от санкционных и геополитических рисков.

Ключевые железнодорожные коридоры в пространстве ШОС

1. Китай – Казахстан – Россия – Европа (Новый Шёлковый путь)

Это основной маршрут грузовых поездов China Railway Express. Он начинается в Китае, пересекает границу в Алашанькоу или Хоргосе, проходит по территории Казахстана, далее через Россию и Белоруссию выходит в Европу. Является самым отработанным по частоте и срокам доставки.

2. Китай – Киргизия – Узбекистан (CKU)

Проектируемый железнодорожный маршрут, призванный связать китайский Кашгар с Андижаном в Узбекистане через территорию Киргизии. Он может стать стратегической альтернативой для Центральной Азии и даст выход к рынкам Ближнего Востока.

3. Китай – Иран – Турция – Европа

Трансиранский маршрут проходит через западные провинции Китая, Иран и Турцию. Он даёт странам Персидского залива, Индии и Пакистану возможность выйти на европейский рынок в обход России.

4. Север – Юг: Россия – Иран – Индия (INSTC)

Международный транспортный коридор «Север – Юг» включает железнодорожные и мультимодальные участки, связывающие Астрахань с иранским портом Бендер-Аббас и далее с индийским Мумбаи. Играет ключевую роль в экспорте в Юго-Восточную Азию.

Крупнейшие железнодорожные логистические узлы стран ШОС

В Китае:

  • Алашанькоу (Alashankou) — главный сухопутный пограничный переход на границе с Казахстаном. Один из первых пунктов маршрута «Один пояс – один путь».
  • Хоргос (Khorgos) — современный мультимодальный логистический хаб на границе с Казахстаном. Оснащен пересадочной инфраструктурой с китайской на европейскую колею.
    Адрес: Khorgos Dry Port, Xinjiang, China.

В Казахстане:

  • Достык — стратегический погранпереход с Китаем, обеспечивает стык широкой и узкой колеи.
  • Алтынколь — современный терминал рядом с Хоргосом, обеспечивающий быстрое оформление грузов и пересадку.
    Управляется: KTZ Logistics, Алматы.

В России:

  • Наушки — пограничный пункт с Монголией, важен для маршрутов Китай – Европа через Улан-Батор.
  • Бреды — узел на границе с Казахстаном, используется для транзитных грузов в Россию и Европу.
    Управляется: РЖД, Южно-Уральская железная дорога.

В Узбекистане:

  • Термез — крупный логистический центр на юге страны, обеспечивающий транзит в Афганистан и Таджикистан.
    Оператор: Узжелдорэкспедиция.

В Иране:

  • Серахс – Серахс (граница с Туркменистаном) — ключевой пограничный терминал для маршрута через Центральную Азию в Персидский залив.
    Оператор: Iranian Railways, Тегеран.

В Индии:

  • Мундарра и Мумбаи — главные узлы для приема грузов с Севера и Ближнего Востока, конечная точка маршрута INSTC.
    Оператор: Indian Railways.

Основные грузы и направления перевозок

Железнодорожные маршруты ШОС используются для перевозки:

  • Автозапчастей, бытовой техники, электроники — из Китая в Европу и Россию. Это товары с высокой добавленной стоимостью, которые требуют быстрой доставки.
  • Текстиля, одежды и обуви — из Узбекистана и Китая в Россию, Казахстан и далее в Европу. Часто доставляются по мультимодальным схемам с перевалкой на автомобилях.
  • Строительных и отделочных материалов — в том числе цемент, стекло, металлоконструкции, перевозятся как с востока на запад, так и внутри Центральной Азии.
  • Сельхозпродукции — зерно, хлопок, бобовые, фрукты и орехи экспортируются из Узбекистана, Казахстана, Таджикистана, Ирана в Индию, Китай и Россию.

Трудности и вызовы

  • Различие колеи — переход с китайской (1435 мм) на постсоветскую (1520 мм) требует пересадки и увеличивает транзитное время.
  • Бюрократия и границы — каждый переход требует отдельного оформления документов, что замедляет движение.
  • Инфраструктурные узкие места — особенно на южных участках ШОС (например, Афганистан, Киргизия), где логистика ещё не развита.
  • Политические риски и санкции — влияют на стабильность транзитных маршрутов, особенно через Иран и Россию.

Перспективы развития

  • Инвестиции в CKU: Китай активно инвестирует в железную дорогу через Киргизию и Узбекистан, которая даст альтернативу маршрутам через Казахстан и Россию.
  • Цифровизация документооборота: В рамках ШОС ведётся работа по созданию единой цифровой платформы для транзитных грузов.
  • Развитие мультимодальных хабов: Новые терминалы строятся в Казахстане, Иране, Узбекистане — с возможностью стыковки с морскими портами и автологистикой.
  • Рост объема перевозок: Прогнозируется, что к 2030 году объем ж/д грузов в пространстве ШОС вырастет более чем в 2 раза по сравнению с 2020 годом.
Контакты логистических операторов

KTZ Express (Казахстан): +7 (7172) 60 61 61

Uzbek Railways (Узбекистан): +998 (71) 299-76-00

Chinese Railway International: +86 (10) 5184-0000

Iranian Railways: +98 (21) 5132-0000

Indian Railways Freight Division: +91 (11) 2338 1213

РЖД Логистика (Россия): +7 (495) 788-45-30