ШОС (Шанхайская организация сотрудничества) — не только политическая и экономическая платформа, но и важнейшее пространство для развития железнодорожных перевозок, соединяющих Китай, Центральную Азию, Россию, Индию, Иран и другие страны в единую логистическую сеть.
Участники ШОС и логистический потенциал
На 2025 год в ШОС входят:
- Полноправные члены: Китай, Россия, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан, Индия, Пакистан, Иран.
- Наблюдатели и партнёры: Беларусь, Монголия, Турция, Азербайджан, Армения и др.
География участников формирует уникальный логистический пояс:
- обеспечивает выход на европейские и ближневосточные рынки;
- интегрирует Центральную Азию в глобальные товаропотоки;
- создаёт альтернативные маршруты вне зависимости от санкционных и геополитических рисков.
Ключевые железнодорожные коридоры в пространстве ШОС
1. Китай – Казахстан – Россия – Европа (Новый Шёлковый путь)
Это основной маршрут грузовых поездов China Railway Express. Он начинается в Китае, пересекает границу в Алашанькоу или Хоргосе, проходит по территории Казахстана, далее через Россию и Белоруссию выходит в Европу. Является самым отработанным по частоте и срокам доставки.
2. Китай – Киргизия – Узбекистан (CKU)
Проектируемый железнодорожный маршрут, призванный связать китайский Кашгар с Андижаном в Узбекистане через территорию Киргизии. Он может стать стратегической альтернативой для Центральной Азии и даст выход к рынкам Ближнего Востока.
3. Китай – Иран – Турция – Европа
Трансиранский маршрут проходит через западные провинции Китая, Иран и Турцию. Он даёт странам Персидского залива, Индии и Пакистану возможность выйти на европейский рынок в обход России.
4. Север – Юг: Россия – Иран – Индия (INSTC)
Международный транспортный коридор «Север – Юг» включает железнодорожные и мультимодальные участки, связывающие Астрахань с иранским портом Бендер-Аббас и далее с индийским Мумбаи. Играет ключевую роль в экспорте в Юго-Восточную Азию.

Крупнейшие железнодорожные логистические узлы стран ШОС
В Китае:
- Алашанькоу (Alashankou) — главный сухопутный пограничный переход на границе с Казахстаном. Один из первых пунктов маршрута «Один пояс – один путь».
- Хоргос (Khorgos) — современный мультимодальный логистический хаб на границе с Казахстаном. Оснащен пересадочной инфраструктурой с китайской на европейскую колею.
Адрес: Khorgos Dry Port, Xinjiang, China.
В Казахстане:
- Достык — стратегический погранпереход с Китаем, обеспечивает стык широкой и узкой колеи.
- Алтынколь — современный терминал рядом с Хоргосом, обеспечивающий быстрое оформление грузов и пересадку.
Управляется: KTZ Logistics, Алматы.
В России:
- Наушки — пограничный пункт с Монголией, важен для маршрутов Китай – Европа через Улан-Батор.
- Бреды — узел на границе с Казахстаном, используется для транзитных грузов в Россию и Европу.
Управляется: РЖД, Южно-Уральская железная дорога.
В Узбекистане:
- Термез — крупный логистический центр на юге страны, обеспечивающий транзит в Афганистан и Таджикистан.
Оператор: Узжелдорэкспедиция.
В Иране:
- Серахс – Серахс (граница с Туркменистаном) — ключевой пограничный терминал для маршрута через Центральную Азию в Персидский залив.
Оператор: Iranian Railways, Тегеран.
В Индии:
- Мундарра и Мумбаи — главные узлы для приема грузов с Севера и Ближнего Востока, конечная точка маршрута INSTC.
Оператор: Indian Railways.
Основные грузы и направления перевозок
Железнодорожные маршруты ШОС используются для перевозки:
- Автозапчастей, бытовой техники, электроники — из Китая в Европу и Россию. Это товары с высокой добавленной стоимостью, которые требуют быстрой доставки.
- Текстиля, одежды и обуви — из Узбекистана и Китая в Россию, Казахстан и далее в Европу. Часто доставляются по мультимодальным схемам с перевалкой на автомобилях.
- Строительных и отделочных материалов — в том числе цемент, стекло, металлоконструкции, перевозятся как с востока на запад, так и внутри Центральной Азии.
- Сельхозпродукции — зерно, хлопок, бобовые, фрукты и орехи экспортируются из Узбекистана, Казахстана, Таджикистана, Ирана в Индию, Китай и Россию.
Трудности и вызовы
- Различие колеи — переход с китайской (1435 мм) на постсоветскую (1520 мм) требует пересадки и увеличивает транзитное время.
- Бюрократия и границы — каждый переход требует отдельного оформления документов, что замедляет движение.
- Инфраструктурные узкие места — особенно на южных участках ШОС (например, Афганистан, Киргизия), где логистика ещё не развита.
- Политические риски и санкции — влияют на стабильность транзитных маршрутов, особенно через Иран и Россию.
Перспективы развития
- Инвестиции в CKU: Китай активно инвестирует в железную дорогу через Киргизию и Узбекистан, которая даст альтернативу маршрутам через Казахстан и Россию.
- Цифровизация документооборота: В рамках ШОС ведётся работа по созданию единой цифровой платформы для транзитных грузов.
- Развитие мультимодальных хабов: Новые терминалы строятся в Казахстане, Иране, Узбекистане — с возможностью стыковки с морскими портами и автологистикой.
- Рост объема перевозок: Прогнозируется, что к 2030 году объем ж/д грузов в пространстве ШОС вырастет более чем в 2 раза по сравнению с 2020 годом.
Контакты логистических операторов
KTZ Express (Казахстан): +7 (7172) 60 61 61
Uzbek Railways (Узбекистан): +998 (71) 299-76-00
Chinese Railway International: +86 (10) 5184-0000
Iranian Railways: +98 (21) 5132-0000
Indian Railways Freight Division: +91 (11) 2338 1213
РЖД Логистика (Россия): +7 (495) 788-45-30